В Пензе обсудили вопросы профилактики травли
15 октября состоялся региональный семинар-совещание специалистов и педагогических работников «Профилактика травли и агрессии в детско-подростковой среде: Стратегия образовательной организации. Инструменты выявления и помощи».Организаторами мероприятия стали Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Пензенской области, Институт регионального развития Пензенской области при содействии министерства образования Пензенской области.
В работе семинара приняли участие представители Минпросвещения России, правительства Пензенской области, регионального министерства образования, Пензенского госуниверситета, начальники районных управлений и отделов образования, директора школ, педагоги и специалисты образовательных учреждений области. Участники обсудили актуальные вопросы, касающиеся организации деятельности по профилактике травли в образовательной среде. В своем приветственном слове руководитель аппарата Антитеррористической комиссии Пензенской области Сергей Комаров отметил, что на сегодня важно следить за тем, какие информационные ресурсы посещают дети, которые могут попасть под влияние деструктивных личностей и организаций.
- Нужно обязательно обращать внимание на то, какие сайты посещают дети. По поведению это тоже можно определить. И, конечно, важно психологическое тестирование. В школах есть психологи, которые должны выявлять маркеры опасности у детей, склонных к агрессии и более жестким проявлениям - буллингу, колумбайну. Нужно проводить профилактические беседы, встречи в классах, в том числе с родителями, - указал представитель регионального правительства.Начальник управления воспитания, дополнительного образования и детского отдыха министерства образования Пензенской области Ирина Одинокова напомнила, что понятие буллинга и травли в школе уже отражено в концепции развития образования и будет закреплено в законодательстве. Это поможет работникам сферы образования справляться с задачами воспитания.
- Тема буллинга нашла свое отражение в концепции развития системы психолого-педагогической помощи в сфере среднего и среднего профессионального образования, которая разработана на период до 2030 года и утверждена в июле 2024-го. В настоящее время в Государственную Думу вносится законопроект о самом понятии буллинга и об ответственности лиц, которые к этому причастны. Буллинг – это не только проблема взаимоотношения детей, а проблема социума. Согласно результатам опроса, проведенного активистами «Движения первых», среди 9,5 тысячи респондентов с травлей так или иначе сталкивались 75% человек, и 60% участвовавших в опросе прошли это в средней школе. В данной ситуации страдает не только ученик, но и образовательное учреждение, весь коллектив, в том числе и педагогический, - отметила Ирина Одинокова. Об организационных и методических аспектах психологически безопасной образовательной среды рассказала заместитель руководителя Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации Ольга Юрчук, которая участвовала в семинаре в режиме видеоконференцсвязи из Москвы. Она пояснила, что психологическую безопасность в образовательной среде можно контролировать.- Психологическая безопасность может трактоваться как система мер, направленных на предотвращение угроз для устойчивого развития среды. Психологическая безопасность образовательной среды обеспечена, если в ней нейтрализованы психологические риски… Неумение педагога справляться с краткосрочными ежедневными рисками может перерасти в отложенный риск, стресс. А он в долгосрочной перспективе может закрепиться в виде профессионального выгорания и подобных деформаций личности. То есть нам нужно здесь и сейчас обучаться конструктивному общению, а это очень сложно, особенно если говорить о высоком темпе жизни, - сказала московская участница.Ольга Юрчук призвала педагогов формировать управленческие навыки, чтобы эффективно руководить классом.
Заведующий кафедрой общей психологии Пензенского государственного университета, профессор Российской академии образования Всеволод Константинов рассказал о психологии травли и возникновении этого феномена.
- Травля является важным фактором риска для развития личности в подростковом возрасте, и об этом сегодня уже подробно говорилось. Действительно, мы понимаем, что быть жертвой ужасно и драматично. Естественно, быть агрессором также отвратительно, и это несет себе колоссальные риски для развития личности, - отметил представитель ПГУ, который предложил участникам использовать имеющийся багаж знаний и арсенал психологических методов. Психолог, эксперт программы «Травли NET» благотворительной организации помощи детям «Журавлик» Полина Маликова в онлайн формате поделилась с коллегами тем, какие инструментарии можно применять при травле в классе.Специалист по методическому сопровождению Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский детско-юношеский центр» Ирина Куликова рассказала о современных подходах и роли советника директора по воспитанию в первичной профилактике в школе.Во второй части семинара, на практическом интенсиве, своими наработками в профилактике буллинга с коллегами поделились представители учебных заведений региона, Многофункционального молодежного центра Пензенской области.Семинар-совещание проходил в очном формате и в формате онлайн.