Научно-методический семинар «Актуальные проблемы филологического образования в начальной школе»

Загрузка ...

15 января 2019 года на базе гимназии «САН» г. Пензы прошел научно-методический семинар «Актуальные проблемы филологического образования в начальной школе».

Участники семинара: Министерство образования Пензенской области; Институт регионального развития Пензенской области; Центр комплексного обслуживания и методологического обеспечения учреждений образования города Пензы; заместители директоров по учебно-воспитательной работе, курирующие начальную школу; председатели методических объединений учителей начальных классов; учителя начальных классов Пензы и Пензенской области; преподаватели и студенты ПГУ и Пензенского педагогического колледжа. От Малосердобинского района в семинаре приняла участие Ланщикова С.А., руководитель районного методического объединения учителей начальных классов.

Ирина Барыкина, начальник Управления развития общего образования Министерства образования Пензенской области, приветствовала аудиторию и представила ей Станислава Иванова, кандидата филологических наук, доцента кафедры русского языка Института филологии МПГУ, лауреата премии Президента РФ в области образования, члена Орфографической комиссии РАН, автора программы и учебников по русскому языку для начальной школы, автора словарей проекта РАН «Словари XXI века».

Станислав Викторович в своем выступлении подробно остановился на проблемах, с которыми сталкивается современный учитель на уроках русского языка. Он уверен, что целевые установки ученика на урок нужно формировать: научиться писать без ошибок, правильно говорить и составлять письменные тексты, узнать, как устроен язык и т.д.

И Станислав Викторович призывает каждого учителя выбрать, что для детей ценнее: через силу заставить их выработать полезные языковые навыки на всю жизнь или же на всю жизнь привить им любовь и интерес к языку, жертвуя остальным. Потому что, как правило, достичь обеих целей невозможно – в этом состоит парадокс предмета русского языка.

Следующая проблема, которую выделяет Иванов, - педагог начальной школы, следуя ФГОС, старается не давать детям готовые алгоритмы, ожидая, что учащиеся в процессе работы сами придут к ним, в то время как культура (в том числе и культура речи) передается от одного человека к другому именно по образцу. Поэтому, по словам Станислава Викторовича, «учитель, который пытается идти в ногу со временем, сильно рискует». Кроме того, лектор посоветовал педагогам обратить внимание на наработки, которые давно и успешно используются их коллегами при работе с детьми с ОВЗ.

Но самая большая проблема современного филологического образования, по мнению Иванова, - это отсутствие современных словарей и не включение работы со словарем в урок, что сказывается на снижении у учащихся познавательного интереса к языку.

Марина Рожкова, кандидат педагогических наук, директор Центра дошкольного и начального образования корпорации «Российский учебник», рассказала аудитории о литературном чтении в системе «Начальная школа XXI век», после чего прошло обсуждение семинара в режиме «открытый микрофон». Завершилась работа подведением итогов.